Scroll Top

Резолюция конференции

Межрегиональная отраслевая конференция «Повышение эффективности предприятий пассажирского транспорта.Системы автоматизации, управления и контроля» в г.Челябинске завершилась принятием резолюции.

Резолюция
межрегиональной отраслевой конференции

«Повышение эффективности предприятий пассажирского транспорта.

Системы автоматизации, управления и контроля»

г. Челябинск
15 декабря 2005 г.

О внедрении систем безналичной оплаты проезда в общественном пассажирском транспорте

В системе общественного транспорта крупных городах мира все большую популярность приобретают системы автоматизированного сбора оплаты проезда (далее АСОП), основанные на использовании современных информационных технологий. АСОП позволяют производить сложные расчеты, обеспечивая гораздо большие удобства и выгоды для пассажиров.

АСОП должны быть пригодны для работы одновременно с несколькими видами транспорта, эксплуатируемыми разными перевозчиками различных форм собственности. Данная многофункциональность обеспечивается использованием современных средств идентификации – смарт-карт. Смарт-карты, созданные в Европе в восьмидесятые годы, содержат чип с памятью, на который можно записывать данные по разным видам применения. Данные с чипа бесконтактной карты могут быть считаны за доли секунды специальным считывающим устройством – валидатором.

Смарт-карты универсальны, что позволяет использовать их не только на транспорте, а и в качестве электронного кошелька для хранения денег и расчетов за разнообразные товары и услуги. Пассажирам это дает дополнительные удобства, а часто и материальные выгоды, поскольку перевозчики стремятся поощрить граждан к использованию смарт-карт для оплаты проезда посредством предоставления разнообразных скидок.

Помимо удобств и экономии АСОП предоставляют бесценную информацию о пассажиропотоке, что помогает операторам составить график работы так, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности пассажиров.

В России работы по проектированию АСОП на наземном пассажирском транспорте ведутся на протяжении последних 5-7 лет. При этом в течение двух последних лет наблюдается переход от стадии проектирования и опытного внедрения к стадии промышленной эксплуатации.

Наибольшие успехи в этой области в двух городах: Москва и Челябинск.

Осуществляемые в настоящее время в Российской Федерации серьезные преобразования в системе предоставления мер социальной поддержки, связанные с повышением адресности применения социальных трансфертов и введением персонифицированного учета фактического использования гражданами своих прав на льготное обслуживание, в том числе на транспорте общественного пользования, продиктовали необходимость использования технологий АСОП для учета льготного проезда.

Для решения данных задач и в целях совершенствования государственной социальной поддержки населения, обеспечения ее адресности и персонифицированного учета, необходимо внедрение автоматизированных учетно-информационных систем, таких как АСОП. Такие системы должны обеспечить региональную и межрегиональную интеграцию информационных ресурсов, ведение единых справочников и реестров, поддержку общих форматов обмена данными.

Обсуждение опыта реализации учетно-информационных и платежно-расчетных систем на конференции в Челябинске позволило сделать вывод о необходимости широкого использования существующих наработок и практических рекомендаций организаций и органов власти, внедривших подобные системы. Внедрение должно осуществляться с учетом анализа местных условий и региональных особенностей территорий внедрения, с максимальным использованием потенциала и возможностей существующих средств автоматизации и связи. При внедрении АСОП необходимо учитывать степень готовности региональных структур и муниципальных образований.

По результатам обсуждения представленных материалов и докладов, участники конференции решили:

1. Рекомендовать предприятиям пассажирского транспорта всех форм собственности в целях повышения эффективности деятельности использовать автоматизированные системы оплаты проезда (АСОП).

Такие системы позволяют транспортному предприятию:

— оптимально планировать карту маршрутов и количество подвижного состава, за счет полного учета пассажиропотока (с точностью до секунды) в сопоставлении с расписанием движения;

— учитывать поездки различной стоимости, что создает благоприятные условия для реализации гибкой тарифной политики: организации проезда льготных категорий населения, введения дифференцированных тарифов в зависимости от протяженности маршрута и многое другое;

— увеличивать рентабельность, за счет предоплаты транспортных услуг, а также уменьшения наличного оборота, экономии средств на инкассацию и обработку наличности;

— предотвращать финансовые потери, благодаря 100% защите от использования поддельных проездных билетов и «безбилетного» проезда.

2. Реализация проектов по автоматизации общественного транспорта должна осуществляться на основании анализа местных условий и региональных особенностей территорий внедрения, с максимальным использованием потенциала и возможностей существующих средств автоматизации и связи.

3. Активная роль в реализации проектов по внедрению АСОП в общественном транспорте должна принадлежать органам местного самоуправления, которые

— способствуют интеграции в систему перевозчиков всех организационно-правовых форм, работающих на территории данного муниципального образования,

— координируют деятельность других участников проекта (это могут быть банки, процессинговые центры, центр эмиссии карт, агенты по продаже карт),

— проводят работу по информированию населения.

4. Рекомендовать органам власти субъектов РФ и местного самоуправления инициировать внедрение автоматизированных систем оплаты проезда на транспорте, поскольку это

— выводит город/регион внедрения на принципиально новый уровень – современного и качественного обслуживания населения,

— гарантирует учет каждого факта предоставления льгот на городском пассажирском транспорте, экономию и целевое использование бюджетных средств, оптимизацию бюджетного планирования.

В качестве технологии для создания автоматизированных систем безналичной оплаты проезда в общественном транспорте можно рекомендовать к изучению и использованию при создании АСОП опыт МУП «Челябгортранс». Технология, реализованная в г. Челябинске позволяет каждому городу/региону возможность выбора наиболее приемлемого решения — на «Социальной карте» (транспортное приложение на многофункциональной микропроцессорной карте с дуальным интерфейсом) и на «Транспортной карте» (смарт-карта — проездной с бесконтактным чипом).

Директор департамента государственной политики

в области дорожного хозяйства,

автомобильного и городского пассажирского

транспорта Министерства транспорта РФ Е.С. Москвичев